Норвегия: Осло-Хардангерфьорд-Берген-Согнефьорд-Нордфьорд-Гейрангерфьорд

Взяла себя в руки и записала наш маршрут 2007 года по Норвегии. Надеюсь, что тем, кто собираются в эту страну, эта информация как-нибудь поможет.

Перед поездкой мы сделали несколько полезных вещей:

– забронировали каюту на пароме Viking Line Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки (самая дешевая каюта с местом для машины стоила 350 евро, самая дешевая – это под автомобильной палубой). Бронировали на шведском сайте VL, так как на нем бронь можно делать без предварительной оплаты.
– Забронировали отель в Осло в первую ночь по приезду в Норвегию и на последнюю ночь перед отъездом из Норвегии.
– Забронировали отель в Бергене.
– Купили путеводитель Norway серии Insight Guides – это было наименее полезное дело, так как путеводитель упускал много интересного.
Путешествие наше длилось 15 дней (последняя неделя июня – первая неделя июля), ездили мы на своей машине (Peugeot 307).

1 день (суббота):
Рано утром выехали из Петербурга, с очередью прошли границу в Торфяновке и доехали до Хельсинки. В Хельсинки в терминале VL забрали билеты на паром и въехали на сам паром.

2 день (воскресенье):
В 9:30 выехав с парома в Стокгольма, мы сразу встали на трассу и поехали в сторону Осло. От Стокгольма до Осло мы добрались за 6,5 часов.
Въехали в Осло в проливной дождь, мы нашли крытую парковку, и удивились, что никакой квитанции нам не дали. Оказалось, что система парковки предельно проста – при въезде ты вкладываешь в автомат банковскую карту, чтобы система считала ваши данные и время въезда, а при выезде опять вкладываешь ту же карту, и автоматически снимаются деньги за время парковки.
Пробежав под дождем квартал до нашего отеля, мы благополучно расселились и обнаружили, что на улице яркое солнце. Остаток вечер мы провели в прогулках по центру Осло, съемках радуги и королевского дворца.
Надо отметить приятную вещь, несмотря на воскресенье, в Осло были открыты книжные магазины. В первом же мы купили большой и толстый атлас дорог Норвегии, на котором кроме дорог еще были отмечены достопримечательности (в том числе и природные), а также места для ночевок (кемпинги, отели и т.п.).

3 день (понедельник):
Утром, погрустив над неуютным норвежским завтраком, мы поехали в парк Густава Вигеланда. Несмотря на оригинальность скульптур, парк производит очень умиротворяющее впечатление. Рядом с обнаженными статуями разгуливают дикие гуси, белые норвежские карапузы, а с балюстрады виден горнолыжный трамплин в Хольменколлене.

Парк Густава Вигеланда

Дальше мы порулили на полуостров Бугдёй. Очень милый фольклорный музей, под фольклорным музеем скандинавы понимают область, в которую привезены со всей страны старые домики) с хатками, крытыми торфом, первая для нас ставкирка, деревянная церковь, коих в Норвегии осталось 28) и белые коровы.

Наша первая дощатая церковь

Музей кораблей викингов, где выставлены три откопанных корабля. Музей Тура Хейердала с плотом Ра и лодкой Кон-Тики. Рядом с Кон-Тики находились еще ледокол Фрам и Морской Музей, но мы решили оставить их на будущее.

Вот на таких они, викинги, и плавали

Дальше мы поехали на запад (трасса E134), и по пути посмотрели самую большую ставкирку в Хеддале, около нее и выпили кофе.

Наша вторая ставкирка

На ночь мы остановились в Сельорде в Seljord Hotel. Как выяснилось, в местном озере водится аналог лох-несского зверя, поэтому у отеля стояло его изображение.

Норвежская Несси

Сельйорд отель принадлежит сети de Historiska (исторических отелей Норвегии), поэтому размещен был в старинном доме, стоил дорого, а в гостиной висели замечательные по своей странности картинки.
В Сельорде мы впервые увидели норвежскую черешню, что совсем не ожидали встретить в северной стране.

Норвежская черешня

4 день (вторник):
Продолжая двигаться по трассе E134 на запад, мы попали на перевал и встретили снег. Очень удивились и покидались снежками. В Рёлдале посмотрели еще одну ставкирку (впрочем, не слишком интересную).
Около Скаре встретили наш первый водопад – Лотефосс. А дальше свернули к Хардангерфьорду и в Одде попытались посмотреть на ледник. Так как ледник не слишком близко подходил к дороге, а долго ходить нам не хотелось, то особенно мы ничего не увидели и поехали по западной части Сёрьфьорда на север.

Лотефосский водопад

Все склоны фьорда были усыпаны черешневыми садами и клубничными полями. Черешня и клубника продавались вдоль дорог: стояли столы, на которых в аккуратных коробочках лежали фрукты и коробка для 25 крон, которые за них надо было оставить.
В городке Ага мы посмотрели на местный музей – старую ферму. В Утне мы заселились в очередной отель сети de historiska, который еще и оказался самым старым действующим отелем в Норвегии.
Решив вопрос с ночевкой заранее, мы полазили по склонам Самлафьорда, наелись черники и попытались наковырять мидий.

Мидии Хардангерфьорда

Затем мы доехали до Херанда, чтобы осмотреть местные петроглифы. Петроглифы мы нашли с трудом (они справа от дороги, под указателем), но за труды из леса к нам вышла косуля.

Петроглифы Хардангерфьорда

После ужина в Утне мы погуляли по фольклорному музею и нарвали музейной черешни.

День 5 (среда):
Утром мы долго не могли понять, что происходит: вместо противоположного берега – белая пелена, туман. Это не остановило на перед первым знакомством с норвежскими паромами. Билет мы купили, стоя в очереди – к каждой машине или пассажиру подходит контролер.
Мы пересекли Утнефьорд и съехали на берег в Кинсарвике. В Кинсарвике есть парк развлечений и туристические магазины, но нас больше интересовала шотландская каменная церковь. Как оказалось, интересовала она нас не зря, так как в ней обнаружились забавные рисунки чертей.

Что там делали шотландцы и кто рисовал чертей мы до конца и не поняли

Вдоль южного побережья Эйдфьорда мы поехали в сторону водопада Вёрингфоссен. Водопад высокий, и к нему можно спуститься вниз.
Затем мы вернулись к городу Эйдфьорд и попытались найти в стороне Твейта еще один водопад. Не нашли, зато поели земляники, прогулялись по Эйдфьорду. Доехав до Бримнеса, мы сели на паром и перебрались в Бруварик. По западном берегу Осафьорда доехали до Утвика, посмотрели на местную церковь, перекусили (местная клубника в супермаркете стоила уже 15 крон). По лесным дорогам перебрались к Гранвину и по Гранвинфьорду стали спускаться на юг.
Мы хотели остановиться в Норхеймзунде, но город оказался пыльным и индустриальным, поэтому мы пересекли горки и выехали к Тюссе на берегу Самнангерфьорда Спустившись по фьорду к Веньянесет мы сели на паром и оказались в Осёро. Время было позднее, клубился туман, и мы поехали ночевать в Solstrand Hotel (тоже из серии исторических и на этот раз очень пафосный). С видом на Фусафьорд, бассейн и сауны мы и заночевали.

День 6 (четверг):
К вечеру этого дня мы должны были оказаться в Бергене. Туда мы и направились, попутном посмотрев развалины цистерианского монастыря (Lysekloster), дома Грига и полностью восстановленную ставкирку в Фантофте.
В Бергене шел дождь и было 12 градусов. Мы съездили в Аквариум, заселились в отель и оставили машину на крытой парковке. Под дождем мы прогулялись по Брюггену и по рыбному рынку.

День 7 (пятница):
Утром вышло солнце и потеплело. Позавтракав на рыбном рынке, мы поехали на фуникулере на гору над Бергеном, чтобы полюбоваться окрестностями.

Окрестности Бергена

Затем дошли до остатков королевского дворца (Холл Хокана и башня Розенкранца) и крепости. Зашли в музей Бергена и церковь Богоматери. Посмотрели на кафедральный собор и Коршкиркен и пришли в туристический офис, чтобы купить билеты на экскурсию “Norway in a Nutshell”. Купили.

День 8 (суббота):
Экскурсия “Norway in a Nutshell” была ошибкой в нашем путешествии. Мало того, что она дорого стоила, так ее могли совершить и самостоятельно. Собственно, экскурсией это мероприятие трудно назвать.
В туристическом офисе вам выдают несколько билетов. С ними надо самостоятельно прийти на железнодорожный вокзал Бергена, догадаться сесть на поезд, идущий на Мирдал. Выйдя в Мирдале со вторым билетом на сесть в поезд знаменитой Фломсбаны, железной дороги, построенной в 19-м столетии и идущую от Мирдаля к Флому.
По пути по идее открываются прекрасные виды, но так как поезда набит под завязку (мы и еще 10 туристов вообще ехали в тамбуре), то увидеть красоты практически невозможно.
На пути следования поезд делает остановку у водопада. Все пассажиры выбегают их вагонов и начинают судорожно фотографировать водопад, пытаясь услышать звучащую музыку Грига и разглядеть норвежскую девушку, которая параллельно музыке и туристам выбегает на скалы потанцевать.
Во Фломе туристам дают час-два передохнуть и поесть. А затем грузят на паром в огромном количестве и везут два часа по Орландсфьорду и Нерёйфьорду. Виды действительно красивые, и они примирили нас с тем, что сидим мы на ступеньке, и вокруг нас японские туристы кидаются в чаек хлебом, а российские распивают каберне.

Если отвлечься от туристов...

Всех выгружают в Гудвангене, с высоты гор опять показывают долину и везут на автобусе в Восс. В Воссе надо поймать поезд до Бергена. Так как в день нашей поездки была суббота, то один из поездов отменили, и нам пришлось ждать три часа следующего. Мы посмотрели Восс, его церковь и соревнования планеристов и вернулись в Берген голодными и обманутыми. Пришлось спасаться чудесным рыбным супом на набережной Брюггена.

День 9 (воскресенье):
Утром мы заехали в фольклорный музей Бергена и двинулись по трассе E16 в сторону Согнефьорда.
На развилке в Винье мы выбрали 13 дорогу на север и поехали через перевал с ледниками, водопадами и голодными овцами к Вику, чтобы посмотреть местные две церкви: каменную и ставкирку с драконами.
Севернее, в Вангснесе, мы сели на паром и переправились в Хеллу, откуда покатили по северному побережью Согнефьорда на восток. По пути обнаружили водопад, идущий прямо через трассу. Доехали на Каупангера взглянуть на ставкирку, которая впрочем была неинтересна.

Вернулись в Согндалсфьора, нашли место в отеле Quality Hotel и пошли гулять. Излазили полгородка в поисках рунного камня. Камень не нашли, но нашли припаркованный Lotus.

День 10 (понедельник):
Утром вдоль Барснесфьторда мы двинулись к Солворну для того, чтобы переправиться через Люстрафьорд в Урнес. В Урнесе находится самая старая ставкирка Норвегии. У нее же самая красивая резьба, изображающая борьбу Христа (в виде оленя) с дьяволом (в виде змеи).
От Урнеса поехали на север. Сделали попытку дойти до водопада Фейгумфоссен. Не дошли. Обогнули Люстрафьорд с севера и покатились вдоль него на юг. Кстати, вода в Люстрафьорде молочно-зеленая, так как в него стекают тающие воды ледника.
В Дале посмотрели каменную церковь с потрясающе смешными росписями века 15-16. От Гаупнефьорда мы ушли на север и посмотрели в Гаупне очередную ставкирку.
Нашей целью, однако, было доехать до Ледникового центра. Дорога идет вдоль речки с абсолютно молочной водой. Берега совершенно точно были кисельными, потому что на них летал туман.
От центра мы дошли до ледниковой лапы Нигардсбреен, но так как к этому моменту полил проливной дождь мы решили не ходить на экскурсию по самому леднику.
Вернувшись к Гаупне мы двинулись на юг в знакомый Согндаль, чтобы от него по 5 дороге поехать в Ферланд, где находится ледниковый музей. По пути видели еще одну ледниковую лапу, подходящую прямо к дороге.
Музей ледников нам понравился. Как и большинство музеев в Скандинавии он интерактивен и ориентирован на детей. Тем не менее, и взрослые с удовольствием колят лед и вызывают сходы мини-лавин. Кроме того, в музее показывают очень впечатляющий фильм про ледник.
Двигаясь дальше на север мы остановились в городке Ро в частном маленьком отеле на берегу озера Бреймсватнет. Из окна комнаты были видны снежные вершины, лесистые склоны и прозрачная вода озера.

Тут мы и ночевали...

День 11 (вторник):
Снова едем на север и вдоль Иннвикфьорда движемся в Ольден, откуда вдоль очередного молочного озера едем к леднику в Бриксдал. Ледник в Бриксдале, пожалуй, самый эффектный из всех, что мы видела в Норвегии. От парковки до ледника можно пройти пару километров пешком или подъехать на электромобиле. Так как начался дождь, мы выбрали мобиль, тем не менее, вымокли до нитки. От остановки машинки до ледника еще идти минут 20. И обратно столько же.
На обратном пути к фьорду мы встретили фьордингов, северных лошадок, которых накормили криспами.

Теперь они сытые...

Продвигаясь вдоль фьорда в Лоене мы обнаружили большой кельтский крест.

Неожиданный кельтский крест

В Стрюне купли еды (любимая еда норвежцев и нас – польсеры, сосиски) и поехали по северному побережью Иннвик-, а потом и Утфьорда ее есть. Самые красивые фотографии сделаны именно с этой дороги (особенно со смотровой площадки в Носе).

Запросто можно зайти под струи водопада

Кроме того, на этой дороге находится водопад, под струи которого можно пройти. От дороги к водопаду идти примерно 1,5 км.
Ночевать мы остановились в Нордфьордэйде в отеле Брюгген. В речке, протекающей через этот городок, плавали огромные форели, которых местные жители пытались неуклюже ловить. Мы болели за форелей.

День 12 (среда):
Утром мы взяли курс на Хеллесют, чтобы сесть на паром и проплыть по Гейрангерфьорду. По пути проехали вдоль Хорниндалсватн, самого глубокого в Европе озера. Абсолютно неподвижная вода.

Совершенно неподвижная вода

В Хеллесюте мы удачно успели на паром и поплыли по Гейрангерфьорду. Зрелище потрясающее: даже больше чем водопады, поразили заброшенные фермы, куда можно было добраться только по воде.

Гейрангерфьорд

Из самого городка Гейрангера открывается впечатляющий вид на фьорд. Дальше мы поехали через перевал в сторону 15 дороги. По пути посмотрели маленький водопад Офоссен и водопад Хёгфоссен, а также очередную ставкирку в Ломе.
Надо сказать, что начиная с отбытия от Гейрангера дальнейшее путешествие было не такое впечатляющее. После гор и фьордов, долины, даже самые красивые, производят очень грустное впечатление.
На ночь мы остановились в guesthouse какого-то голландца в Винстре. Делать в Винстре было нечего, есть тоже нечего. Мы нашли место сбора анонимных алкоголиков и пошли пить коньяк в нашу комнату.

Тут и тусуются анонимные алкоголики...

День 13 (четверг):
Выехав утром из тумана, мы посмотрели ставкирку в Рингебю. Затем благополучно доехали до Лиллехаммера, где пошли осматривать местный фольклорный музей c очередной ставкиркой, утками и козами.

На самом деле за забором были козы...

Проехав дальше на юг мы остановились в Хамаре, чтобы посмотреть остатки католического собора, законсервированного в стеклянном куполе.
Интересного становилось все меньше и меньше, вечер приближался, и в грусти мы остановились в Rica Hotel Gardemoen в районе аэропорта Осло.

День 14 (пятница):
Не теряя времени с утра, мы приехали в Осло. Оставив машину на парковке, а вещи в отеле, мы пошли в Исторический музей.
Исторический музей оказался очень интересным с кучей декоративных элементов, изъятых из всех старых норвежских церквей. Если учесть, что вход в музей был еще и бесплатным, а посетителей было человек 5-6, то музей очень достойный.
Затем мы прогулялись по крепости и пообедали в Aker Brygge. Остаток дня гуляли по городу.

День 15 (суббота):
Встали рано и сразу же поехали в Стокгольме. С двумя остановками мы добрались до Стокгольма за 6 часов и еще три часа гуляли по шведской столице. Без приключений заехали на паром.

День 16 (воскресенье):
Приплыли в Хельсинки и вернулись домой.

Advertisements

3 thoughts on “Норвегия: Осло-Хардангерфьорд-Берген-Согнефьорд-Нордфьорд-Гейрангерфьорд